Собственно говоря, данный объект продолжает позабытую традицию создания ландшафтных парков-резиденций XVIII - первой трети XIX века. Это - живые образы подмосковных Абрамцева, Останкина, Кускова, Архангельского, Никольского-Гагарина, Петровского-Алабина, в которых оттачивали мастерство П.Аргунов, И.Старов и М.Казаков, навек получая свои великие имена, украинские усадьбы в Сокиринцах, Батурине, Качановке, где складывались тесные отношения между деятелями отечественной культуры и искусства, где формировалось пространство развития человеческого духа, мысли и дела. Комплекс резиденции в данном отношении - как раз то место, где все названные достоинства genius loci имеют полное право на существование и пестование.
Конечно, авторы пошли по пути, наиболее приемлемому в подобной ситуации: создали запоминающийся комплекс пространственных ориентиров, опираясь на опыт лучших представителей прошлого. Не поднимается слово, чтобы назвать их произведение эклектичным.Чего нет - того нет. Есть другое - грамотный, с удивительным по нынешнему времени вкусом исполненный сценарий осуществления человеческого жеста, приличествующего месту и случаю. Обращение к классицистическому наследию и классической форме если и было порицаемо, то лишь за его вечную природу, которая не соответствовала в иные времена (модерн, конструктивизм, постмодернизм) реакции вкусовых рецепторов общественного сознания. В осстановление в правах барочно-классической формы решения интерьера - залог бессмертия классического как метода постижения действительности, каждая реверберация которого в творческой мысли мастера уникальна.
Можно впасть в описательный жанр, начав производить искусствоведческую разметку что и где поставлено, каков камин в рабочем кабинете и как разложен столовый прибор, насколько соблюдена верность традиции в выполнении алькова и насколько изысканны шпалеры в приемной. Но едва ли, в самом деле, этим удастся обнаружить подлинный смысл содеянного: ведь авторы желали поместить в современность классически-благородное умонастроение хозяина, его понимание уюта и комфорта, взятых в содружестве с репрезентативностью. Классическая форма универсальна, и если работать с ней выпало талантливому человеку, испортить ее невозможно. Недаром с обращения к классике, теперь канувшему в Лету в угоду новым формологическим затеям, начиналось высшее архитектурное образование (порой этим по-настоящему и заканчиваясь).
Вполне объяснимой нынче нервозно-постмодернистской опустошенности архитектурной формы, пожалуй, как раз недостает полнокровного классицистического спокойствия. Авторы комплекса приблизили его к новому дню.
Самый придирчивый и взыскательный критик, эстетический "оценщик", похоже, станет в тупик, едва ему придется подбирать сюжет для порицания совершенного авторами ландшафтно-пространственного организма.Может, в том и состоит прелесть киевского классического образца конца XX века, что выполнен он безукоризненно, каковой и должна быть подлинно живая архитектурная форма.
Макар Матушкин
Art.City.Construction. Новая усадьба, № 4, 1999
Подается на языке оригинала








